Мария Порошина, Алексей Серебряков признались, что их связывает с ансамблем «Березка». Продюсер Папернов прояснил, что выдумано в фильме, а что является реальными фактами.
Сейчас на канале Россия-1 демонстрируется сериал «Березка». Во время съемок сериала «Березки» обнаружились удивительные совпадения. Выяснилось, что актриса Мария Порошина, исполнительница роли матери одной из главных героинь, в юности танцевала в детском коллективе «Спутник Березки», ездила с гастролями и занималась у педагогов взрослого состава. Более того, отец актрисы в течение десяти лет был участником «Березки».
«Мой папа Порошин Михаил Иванович десять лет пел в ансамбле «Березка». У папы замечательный голос — тенор и фактура «русского Леля»: светловолосый, голубоглазый, с длинными волосами. На концертах «Березки» между танцами есть вставные номера — потрясающие постановки, настоящие мини-спектакли. В них папа пел песню в русском костюме, а потом на сцену выходил медведь и они вместе плясали», рассказывает Порошина.
Актриса рада, что про этот ансамбль сняли фильм, а в сериале она сыграла роль Маргариты Павловны Фомичевой, которая в юности хотела танцевать в ансамбле «Березка», но мечта ее не осуществилась, и теперь она старается воплотить ее в дочери.
Исполнитель роли куратора «Березки» Алексей Серебряков рассказал, что этот проект стал первым за всю его карьеру фильмом, в котором он согласился сниматься, даже не читая сценария. «Моя теща всю жизнь проработала в ансамбле «Берёзка», а жена выросла за кулисами. Так что у меня не было никаких вариантов», отметил актер.
Именно с композиции «Во поле береза стояла…» 70 лет назад начал свою историю самый известный хореографический коллектив в СССР «Березка». Но в одноименном сериале представлена своя интерпретация истории ансамбля. Основное действие сериала разворачивается с 1983 по 1994 год, а также захватывает наши дни.
«Что касается духа, атмосферы, все абсолютная правда, а вот сюжетные ходы, различные коллизии почти все придуманы, – признается продюсер Илья Папернов. — У нас ведь художественное, а не историческое кино».
Ансамбль «Березка» впервые «проплыл» по сцене под музыку «Во поле береза стояла» в 1948 году. У коллектива множество номеров, но тот танец есть в репертуаре и по сей день. За всю историю у ансамбля было два художественных руководителя: сначала создательница коллектива Надежда Надеждина, затем, после ее смерти в 1979 году, ее любимая ученица Мира Кольцова. В сериале же худрук ансамбля – Надежда Светлова. Она стала неким совокупным образом и ни в коем случае не портретом Надеждиной. Сыграла Светлову актриса Лидия Вележева.
По словам актрисы, она лично не знала Надеждину, но ей показалось, что она ее хорошо чувствует. Это женщина огромной силы и доброты. Девушки из ансамбля рассказывали, что она была крайне требовательной в работе. «Березка» – это большая семья, в которой Надеждина была матерью. Наедине она могла поругать кого-то, но при посторонних всегда возвышала. Любопытно, что одним из педагогов по актерскому мастерству Вележевой в Щукинском театральном училище была племянница Надеждиной – Людмила Владимировна Ставская.
Солистка ансамбля Ксения Журавлева, проработавшая в коллективе 28 лет, исполнила роль одного из педагогов. По словам Журавлевой, Вележева по типу более близка к Надеждиной. «Хотя я ее не застала, мне кажется, Лидия слепила ее такой, какой я представляла: сильной, волевой, талантливой», отмечает Ксения.
В августе 1991 года в СССР была совершена попытка государственного переворота, а на третий день после того, как путч был подавлен, ансамбль «Березка» танцевал у Белого дома.
Ксения Журавлева работала в коллективе с 90-го года и хорошо помнит те дни. По Тверской улице шли танки, а у них была репетиция перед концертом в зале Чайковского.
«Это самая сложная сцена. С тех пор прошло уже почти 28 лет, – признается продюсер сериала Илья Папернов. — Непросто было разыскать танки того времени, их уже нет в нашем вооружении. В итоге нашли один и отсняли все, что хотели, прибегая к помощи компьютерной графики».
За время существования ансамбль побывал почти на всех континентах, дал концерты в 80 странах. «В нашем фильме две серии посвящены зарубежным гастролям. По сюжету «Березка» выступает во Франции и Америке, – говорит Папернов. — В 80-е годы поездка за границу была чем-то фантастическим. Артисты рассказывали нам реальные истории, которые и вошли в сериал».
Для артистов гастроли были невероятной для тех времен возможностью увидеть мир. В сериале одна из участниц ансамбля осталась на Западе. Этот ход придумали для развития сюжета, динамики, чтобы зрителю было интересно. По словам Ксении Журавлевой, такого неожиданного поворота в биографии «Березки» не было.
Известный факт, что в балетных коллективах часто завидуют солистам. Случается, что порой недоброжелатели подсыпают разбитое стекло в пуанты, прячут или портят сценические костюмы.
«Честно говоря, интриги в театрально-балетном мире слегка приукрашены, – признается Илья Папернов. — Нам для остроты сюжеты приходилось придумывать подобные истории. Хотя у ансамбля своя атмосфера со времен Надеждиной, поэтому стекло в сценической обуви – прием не для «Березки». Да и в этом большом коллективе просто нет солистов, есть артисты, имеющие разные амплуа, поэтому и причин для зависти особо нет».
По словам Ксении Журавлевой, на ее веку никаких интриг в коллективе не было, но старожилы рассказывали, что кто-то мог спрятать обувь или перевесить костюм в другое место перед выходом артиста на сцену. Правда, подобное случалось крайне редко.
Главная тайна, которую приходится постигать новичкам «Березки», – плывущий шаг. Это мастерство, которое до сих пор держат в секрете. В фильме все номера исполняли артисты «Березки». Хотя молодые актрисы много репетировали и очень старались. Но плывущий шаг на то и секрет, что живет только в «Березке». Надеждина придумала этот ход, и его долго осваивают все, кто приходит в ансамбль.
Всего же у коллектива около 3 тысяч костюмов. За два часа концерта артисты меняют сарафаны и головные уборы более 20 раз. Если взвесить все наряды артистов «Березки», это будет 2,5 тонны. Костюмерам пришлось изрядно постараться, чтобы не только воспроизвести образы, но и сделать их легче – в буквальном смысле.
«Каждый наряд «Березки» – настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика, расшитое тесьмой и бисером. Артисты ансамбля танцевали в кадре в своих костюмах. Но каждый костюм «Березки» весит более 3 килограммов, его нужно уметь на себе носить. Танцоров долго учат правильно держать голову во время выступления. И для актрис мы сделали идентичные варианты, но облегченные. Ведь им надо было в этих нарядах находиться подолгу. Но оттенок и фактуру ткани мы максимально подбирали к подлинным. Всего сшили более 20 нарядов. Некоторые изготовили в питерской мастерской, в которой в свое время эти же мастерицы шили для «Березки». А в Новгородской области нашли бабушек, которые работали в кружевных мастерских, из их запасников привезли уникальное кружево ручной работы», поделилась с «Антенной» художник по костюмам Изольда Порхунова.
А на роли главных героинь — танцовщиц «Березки» — приглашены молодые актрисы Любовь Константинова, знакомая миллионам зрителей по клипу группы «Ленинград», а также Ольга Бобкова, известная зрителям по телесериалу «Склифосовский».
По теме
Актриса Мария Порошина осталась в хороших отношениях со всеми своими бывшими мужчинами.
Актриса Мария Порошина поделилась фото с красавчиком сыном.
Актриса Мария Порошина снимается в новом фильме вместе с Алексеем Лукиным.